Четверг, 19 Октябрь 2017, 21:06

Приветствую Вас Гость

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Ах, баня, баня...
Главная » Статьи » Обряды, поверья

Купальницы, Обряды

<alt>Купальницы. Александр Медведев.</alt>

Наши поселяне купальницею называют особенную траву, известную под именем: кошечьей дремы (trollius europaeus. Другие это имя относят к лютику (ranun culus). Этой траве приписывают разные целебные действия. На Ваге и в Вологодской губернии собирают утром траву купальницу, когда она бывает еще в росе, и сохраняют в стклянках для лечения. В селах из этой травы взрослые делают венки и парятся ими в банях. Дети из нее плетут венки, колпаки, шапки и надевают их на головы но время игр.

 На Руси исстари велось париться в сей день, утреннею порою в банях, а днем купаться в реках или прудах. Поселяне Рязанской губернии этот день называют: лютые коренья. Смышленые старые люди, моясь и бане, парились лютыми кореньями в надежде помолодеть. В степных селениях вместо соломы набрасывали и печь жгучей крапивы и на ней паривались. Все это делалось для исцеления болезней.

 По выходе из бани садились за стол завтракать, где заранее становилась постная каша. Больных старух и хворых людей выносили в баню на жгучей крапиве и паривали целебными травами. Купанье в реках начиналось с полдня и продолжалось до вечерен. В Переславле-Залесском купались в озере Клещине с песнями и играми. Там, пока одни купались, другие на берегу пели песни. В Зарайске выхаживали купаться на реку Осетр, к белому колодцу. Здесь между купаньем происходили игры и пиршества. В Туле прежде купанье детей происходило в пруде (ныне уничтоженном), на Ивановском монастыре. Пожилые старушки выходили с детьми умываться к студенцам. Здесь они, умывая детей, бросали в студенцы медные деньги, старые сорочки или дарили нищей братии, или сжигали в лесу.

Купальницкая обетная каша отправлялась с разными обрядами. Поселяне Нерехотского уезда предоставляли это дело красным девицам. Там они собирались к одной   из   своих  подруг  с  вечера:   толокчи  в  ступе ячмень.  Песнями и веселыми играми сопровождается толчение ячменя. Рано утром варили из этого ячменя кашу, которую съедали во время полудень, с маслом. После полудника вывозили из сарая передовой станок от  телеги  на  улицу.   Одни  из  них  садились на ось, другие, схватясь за оглобли, возили их по селению с песнями, потом выезжали на поле, где, по появлении вечерней росы,  умывались для  здоровья.  В  степных селениях обетную кашу варили пожилые женщиньд. Из разных семейств сносилась крупа, оставляемая для сего обряда от первого рушения.  На эту кашу сзывались почетные старики и старушки после банного мытья. В   селениях   Тульской   губернии   в   старину  известна была еще мирская каша. Зажиточные семейства варивали эту кашу для нищей братии. Увечные, бесприютные люди заранее приглашались в баню и после угощаемы были мирскою кашею. Многие семейства считали  это  дело   за  необходимую  обязанность  в  жизни.

 Усердные и сострадательные люди сами нашивали эту кашу по домам к бедным больным и по тюремным заведениям к колодникам.  Все это делалось по обещанию,  в  память  какого-нибудь избавления от бед или болезней.

 Во многих местах имя Купальницы усвоивалось вместо названий. В Переяславле-Залесском бываемая в этот день ярмарка, при Владимирской церкви, называется Купальницею. Другие называли этим именем поляны, где они собирали целебные травы. Иные называли самые студенцы купальницами.

 В старину слепцы и нищая братия, после банного мытья и угощения мирскою кашею, воспевали стихи про убогую вдовицу Купальницу.

 «Как во старом городе, во Киеве, как у богатого князя-боярина, у Неупокоя Мироновича жида во сиротстве убогая вдовица Купальница. Как у того ли у князя боярина, у Неупокоя Мироновича, было всякого бога-чества на все доли убогие. Золотой казной оделял он, князь-боярин, храмы божий, чистым серебром питал убогое сиротство. К его ли столам белодубовым, к его ли скатертям браным сходились калики перехожие со всех сторон. Всего было у князя-боярина вдоволь, одного только не было — желанного детища. Скорбит князь-боярин о своей беде, не знает, не ведает в своем гореваньице ни малой утехи. А и во той скорби дожил он и до старости. Во едину нощь видит он, князь-боярин, чудный сон: а кабы за городом за Киевом, подалей перевесища, лежит никем не знаема убогая вдовица во хворости и болести. А и тут ему, князю-боярину, послышался голос неведомый: возьми ты, князь-боярин, тую убогую вдовицу к себе во двор, пои и корми до исхода души. А и за то тебе будет во грехах отрада. Просыпается князь-боярин на утренней заре, выходит за Киев-град, ко тому ли перевесищу, и видит он туто наяву убогую вдовицу во хворости и болести. И спроша.ет князь-боярин ту убогую вдовицу: «А и скажи ты по правде и по истине, откуда родом ты, да и как тебя величать по имени и по изотчеству?» И молвит ему убогая вдовица: «Родом, де, я из Новагорода, а и зовут, де, меня Купальницей; а опричь того за старостию, де, своего роду и племени не помню». И нудил он, князь-боярин, тую убогую вдовицу на житье к себе во двор, а сам возговорит: «А и буду те поить, кормить до исхода души». И в отповедь молвит ему та убогая вдовица: «Спасибо те, князь-боярин дорогой, на ласковом слове, на великом жалованье. А созови ты наперед того нищую братию, всех калик перехожиих, да напой и накорми сытой медовой, кашей грешневой». Идет боярин к себе во двор, опосылает своих верных слуг по всем дорогам и перепутьицам кликать клич на нищую братию, калик перехожиих. Сходилася нищая братия, все калики перехожие ко князю-боярину на широк двор. А и тут к нему опослей всех приходила убогая пдовица Купальница, а садилась с нищей братией за столы белодубовые, за скатерти браные. И выходил туто к ним князь-боярин дорогой, бил челом всей нищей братии, каликам перехожиим, поил, кормил их сытой медовой, кашей грешневой. Со той поры поселилась у князя-боярина во дворе убогая вдовица Купальница; с той поры строил он кормы ежегод про всю нищую братию, про всех калик перехожиих; а на тех кормах была сыта медовая да каша грешневая. И жила та убогая вдова Купальница у князя-боярина во дворе до исхода души».



 

Источник Библиотекарь.Ру 

Категория: Обряды, поверья | Добавил: ЛиКонст (26 Февраль 2010) | Автор: Ах, баня, баня!!!
Просмотров: 1432 | Теги: Обряды, И.П.Сахаров, Обычаи и поверья, Сказания русского народа, Купальницы | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Меню сайта
Разделы меню
История бани или из глубокой старины [5]
Банная мифология на Руси. [7]
Обряды, поверья [2]
Банные традиции [0]
Деревенская баня по чёрному [2]
Современная баня [6]
Рассказы [25]
В картинной галерее [12]
Видео-ролики [11]
Путешествия [5]
Бани народов мира [38]
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Грибной сайт ЛиКонста
  • Код баннера
  • "Мяу" сайт от ЛиКонста
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Виртуальная галерея живописи
  • Кулинарные рецепты c грибами
  • Сайт "Дикая роза"
  • Слушаем музыку
  • Наш опрос
    Оцените мой сайт
    Всего ответов: 84
    Теги
  • Песни и музыка
  • Рассказы о бане
  • Стихи о бане
  • Пословицы и поговорки о бане
  • Мои заметки о бане
  • Можно ли ребёнку в баню
  • Влияние бани на организм
  • Готовим веники
  • Лечебные травы
  • Напитки в бане
  • Массаж
  • Баня и лишний вес
  • Воздействие ванны на организм
  • Вода-колыбель жизни
  • Мыло и шампунь
  • Советы для женщин в бане
  • Баня и беременность
  • Первая медицинская помощь в бане
  • Баня в живописи
  • Заговоры и гадания
  • Обряды
  • Сонник о бане
  • Советы для женщин
  • При копировании материалов сайта гиперссылка обязательна!
  • Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых в форумах, на доске объявлений, в мини-чате, в отзывах и комментариях к материалам.
  • Сайт ни в коем случае не претендует на научность. И если где-то закралась ошибка, пожалуйста отразите это в комментарии.
  • Copyright MyCorp © 2017
    Рейтинг@Mail.ru Весь интернет в одном каталоге!
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0